Крым будет развиваться согласно концепции

К 2030 году в Крыму должны показаться новые дороги, мосты, здравницы и вода

Принята Градостроительная концепция Республики Крым. Этот документ является основой социально-экономического развития региона до 2030 года. Концепция подготовлена ОАО «Гипрогор». Представлены три варианта документа, рассмотрены оптимистичный, базисный и пессимистичный сценарии.

Градостроительная концепция делится на две части, — ведает управляющий работы, главный конструктор института Гипрогор Константин Неустроев. - 1-ая часть обхватывает период до 2020 года. За этот период времени Республика Крым должна стать самодостаточной территорией, жизнедеятельность которой не будет зависеть от Украины. Предполагаемый республиканский валовой продукт составит 300 — 310 миллиардов руб. в текущих ценах. С 2020 года, согласно Концепции, начнется экономический рост Республики. Концепция обхватывает все стороны жизни полуострова. Но важнейшие направления, без которых нереально благоденствие полуострова, — электроэнергетика, водоснабжение, транспорт.

Электричество идет из Ростова

Вырабатываемая в Крыму электроэнергия не покрывает его потребности. Он не может обойтись без поставок с Украины, которая и сама испытывает недочет электроэнергии. Пока Крым обеспечивается русской электроэнергией, которая передается через Украину, но, понятно, это очень ненадежно.

В конечном итоге решено, что электроэнергия будет поступать на полуостров с Ростовской АЭС, где в июле вводится в эксплуатацию очередной блок. К берегу Керченского пролива будут подведены полосы электропередачи, по дну пролива проложен кабель до Крымского берега. Проектные работы уже ведутся, а именно, столичным институтом «Энергосетьпроект». Ожидается, через полтора-два года полуостров будет вполне обеспечен электроэнергией.

Но для многообещающего развития Крыма энерго мощности придется увеличивать и далее. Уже в 2015 году начинается реконструкция 4 действующих теплоэлектростанций, их мощность будет увеличена в три раза. Планируется строительство еще 2-ух термических электрических станций — в Симферополе и Севастополе, в общей сумме они будут производить более 880 МВт. В качестве горючего употребляется природный газ, благо его собственных припасов тут довольно.

Переброска северных рек в таврическом варианте

Крым ассоциируется с человеком, страдающим от жажды, которому демонстрируют запотевший стакан незапятанной прохладной воды, а и глотка не дают сделать. Вправду, кругом море, вода. Но ее нельзя ни пить, ни использовать для орошения.

Нехватка воды стала ощущаться еще в 40-е-50-е годы прошедшего века по мере развития полуострова. Убрать недостаток позволило строительство Северо-Крымского водоканала. Лишь на его проектирование ушло 10 лет. И еще 10 лет на строительство.

Канал эксплуатируется с 1971 года, соединяет русло Днепра с системами ирригации и водоснабжения полуострова и обеспечивал пресной водой Крым на 82 — 85 %. Напор воды регулируется на местности Херсонской области. С апреля прошедшего года канал заполняется водой исключительно в объеме, нужном самой Херсонской области. Полуостров остался без днепровской воды. Сначала, пострадал Восточный Крым, который фактически лишен поверхностных источников вод. Сюда оперативно перебросили воду из районов предгорного Крыма. Но для грядущего развития полуострова нужно кардинальное переустройство системы водоснабжения.

Одно из предложений профессионалов — заполнить опустевшее русло Северо-Крымского канала… с оборотной стороны — водой крымских рек. Но для этого сами реки должны быть многоводны, что случается далековато не каждый год. А годы полноводия достоверно не могут предсказать даже старожилы.

Что все-таки остается?

— Разрабатывать подземные источники воды, — отвечает Константин Неустроев. — Их припасы достаточны для полуострова. Подземные воды соответствуют питьевым эталонам, или близки к ним.

Еще не так давно геологоразведочные работы ограничивались водоносными горизонтами глубиной до 200 м: не было технических способностей поднять воду из более низких слоев. Современные технологии позволяют добывать ее с глубины до 500 м. Внедрение подземных вод и положено в базу водообеспечения Крыма. На поверхность ее будут подымать по трубопроводам.

Очередной резерв, который находится в тени, — вовлечение воды в повторный оборот после чистки. Очистных сооружений на полуострове недостаточно, имеющиеся изношены. Все согласны, что их нужно реконструировать. Но речь не идет о том, чтоб перенять практику прогрессивных русских водоканалов — вновь использовать очищенную воду на технические нужды. Молвят, очень дорогая чистка получится. Хотя если хорошо посчитать, в какую сумму изольется добыча воды с полукилометровой глубины, может быть, издержки на чистку не покажутся такими большенными.

— И все-же в перспективе придется мыслить, как привлечь на полуостров водные ресурсы снаружи, по трубам из Цимлянского водохранилища через Керченский пролив, по другому Крым не сумеет развиваться, — считает Анатолий Жиркевич. — Волга и Дон навряд ли сумеют поделиться водой с Крымом. Думаю, не исключен вариант подачи воды трубопроводом из верховьев северных рек — Северной Двины, Печоры и их притоков в бассейн Волги, а потом уже в Крым.

До таманского берега осталось 5 лет

Концепция рассматривает три парадигмы транспортного развития полуострова, — ведает Константин Неустроев. — Связь с Россией, автономную — на самом полуострове и с Украиной.

С того времени, как Украина в однобоком порядке перекрыла жд сообщение с Крымом, полуостров практически перевоплотился в полуостров. Сообщение с континентом — по воздуху либо по морю. Потому строительство транспортного перехода через Керченский пролив стало для Крыма вопросом жизни.

В прошедшем году Экспертный совет, сделанный при Минтрансе Рф, разглядел 74 вариант транспортного перехода. В конечном итоге избран вариант двухуровневого моста — с 2-мя жд ветками на нижнем ярусе и четырехполосной автодорогой на верхнем. Он будет построен в южной части Керченского пролива через полуостров Тузлу, и соединит Крым с Таманью.

Правительство Рф обусловило генерального подрядчика — ООО «Стройгазмонтаж». На проектирование моста отведено 6 месяцев. Может быть, для ускорения работ проектирование и строительство придется скооперировать, такая практика существует. Сдача моста в опытную эксплуатацию намечена на декабрь 2018 года. Совсем он должен войти в строй в июне 2019.

«Перемахнуть» на автомобиле с Кавказа в Крым можно будет минут за 10. Да и стоимость такового удобства очень не малая — строительство моста обойдется в 212 миллиардов руб. в ценах 2015 года. Средства экономные. Условия строительства моста очень сложные, что и определяет огромные издержки. Основная опасность — слабенькие грунты на деньке пролива. Не исключено, они не сумеют удержать двухуровневый мост. Тогда и придется выбирать меж авто и жд вариантом.

— Мост должен быть жд, — считает вице-президент института «Гипростроймост» Алексей Васильков. — Раз в год в Крым приезжают три миллиона человек. Только стальная дорога сумеет перевезти такое количество людей.

Заметим, стальной дороге на полуострове предопределено 2-ое рождение. В Восточном Крыму, где есть участки однопутной стальной дороги, будет проложена 2-ая ветка. Новенькая жд ветка — Керчь — Симферополь — Евпатория — соединит Восточный Крым с Западным. (Интересно, что она пройдет по широте, идиентично отстоящей от Северного полюса и Экватора.) В Джанкой, как на данный момент, заезжать не будет нужно, что сбережет минимум три часа. Жд узел Симферополя будет существенно укрупнен.

— Плохо то, что ОАО «РЖД» планирует строительство этой транскрымской магистрали только к 2030 году, — гласит Константин Неустроев.

Существенное внимание уделяется и автодорожной сети полуострова. Современный автобан будет построен параллельно стальной дороге Керчь — Евпатория. Росавтодор собирается приступить к работам уже в текущем году.

Стальная и авто дороги пройдут через маленькие, но бессчетные населенные пункты. В свою очередь, транспортное строительство безизбежно расширит эту зону, будет содействовать развитию бизнеса. Появляется полоса деловой активности, которую Константин Неустроев именовал «Параллельный Крым».

В последние годы резко возросла нагрузка на автодороги, расположенные вдоль морского побережья. Создатели градостроительной концепции убеждены, их нужно очень разгрузить — пусть эти маршруты останутся для отдыхающих. Запланировано строительство дорог от центральной автотрассы к городкам и большим городкам на побережье. Они разойдутся лучами по полуострову и воспримут на себя основную нагрузку.

Для Крыма, как приморской местности, огромное значение имеет судоходство. Но градостроительная концепция фактически не затрагивает морской транспорт. Меж тем, у моряков есть много предложений. Вице-президент Интернациональной аква академии Виталий Збаращенко считает, в Восточном Крыму море полностью может поменять жд дорогу. Тем паче что морем возить дешевле. 2-ая жд колея не пригодится. Но создатели концепции (может так как люди они сухопутные) веруют, что земля надежнее воды. Потому убеждены, что, сначала, следует развивать наземный транспорт, а уже позже — морской.

У строителей будет много работы

Градостроительная концепция определяет «специализацию» отдельных территорий полуострова

Разумеется, с курортной зоной несовместимы хим, горнодобывающие либо другие экологически вредные предприятия. Все же, на полуострове останутся завод «Крымский титан» (около 30% русского рынка диоксида титана) и «Крымский содовый завод» (2% мирового выпуска кальцинированной соды). Расставаться с такими большими налогоплательщиками, само мало, неразумно. Ну и находятся они далековато от курортов.

Основной промышленной зоной станет Керченской полуостров. Будет возрождаться ветвь, обычная для приморской местности, — кораблестроение. В Севастополе и Симферополе, Феодосии, других городках, расположенных близ курортной зоны, будут располагаться приборостроительные и остальные предприятия, которые занимают малогабаритные местности и где в главном нужен умственный труд.

А Западный Крым остается местом, свободным от индустрии, — это более ценная зона для отдыха и исцеления. Не так издавна тут планировали выстроить грузовой порт, даже шли переговоры с китайскими компаниями. Но на данный момент стало ясно — никакого порта здесь не будет.

Реализация таких превосходных планов безизбежно вызовет всплеск строительства. По словам первого зампреда комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Лены Николаевой, Национальное агентство низкоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС) сформировало пул из 5 больших инвесторов, которые готовы вложить в строительство низкоэтажного жилища на полуострове более 1 миллиардов. баксов. Но в целом большие русские строй холдинги Крымом пока не интересуются. Повинны в том международные санкции либо что-то другое, сказать тяжело. Во всяком случае, у местных строй компаний образовалось обширное поле деятельности. Благо есть тут и свои производители стройматериалов.

Мойка высокого давления Karcher K 7, 160 бар, 600 л/ч

Минимойка Karcher К 7 – аппарат высокого давления для домашнего использования. Используется для чистки различных площадей, эффективно справляется даже с самыми устойчивыми загрязнениями. Очень удобен в эксплуатации – шланг можно присоединить с помощью всего одного ловкого движения. Минимойка – надежный помощник при очистке авто от грязи и уборки придомовой территории.

Преимущества:

Комплектация:

Через переходник 18400619 вы сможете подключить к мойке Karcher: